Положеие о Психолого-педагогическом консилиуме

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 5 города Каменск-Шахтинский

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол
№ 5 от 29 декабря 2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о Психолого-педагогическом консилиуме
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 5
г. Каменск-Шахтинский

1. Общие положения
1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется как форма
взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико
педагогического сопровождения воспитанников с особенностями в физическом и (или)
психическом развитии, и (или) отклонениями в поведении в условиях дошкольного
образовательного учреждения (далее - ДОУ).
1.2. ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в области
защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента России, постановлениями Правительства
Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года (ст.42),
приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09. 2013 года № 1082 «Об
утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее
ПМПк), Распоряжением Министерства просвещения РФ от 09,09.2019 года№Р-93 «Об
утверждении Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 года №
27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного
учреждения». Уставом МБДОУ, приказами руководителя учреждения и настоящим
Положением.
1.3. Консилиум создается на базе ДОУ приказом заведующего ДОУ.
2. Основные направления консилиума
2.1. Целью деятельности консилиума является обеспечение диагностико­
коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, с
особенностями в физическом и (или) психологическом развитии, и (или) отклонениями
в поведении, оказание помощи родителям несовершеннолетних в вопросах развития и
воспитания ребенка, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со
специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья
воспитанников.
2.2. Основными направлениями деятельности консилиума являются: - выработка
коллективных рекомендаций по психолого-педагогической работе; - комплексное
воздействие на личность ребенка; - консультативная помощь семье в вопросах
коррекционно-развивающего воспитания и обучения; - социальная защита ребенка в
случаях неблагоприятных условий жизни или психотравмирующих обстоятельств; охрана и укрепление соматического и психологического здоровья с учетом
индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.
3. Задачи консилиума
3.1. Главная задача консилиума - определение основных направлений, форм и сроков
коррекционно-развивающего процесса.
3.2. В задачи консилиума входят: - организация и проведение комплексного изучения
личности ребенка с использованием диагностических методик психолого­
педагогического обследования; - выявление уровня и особенностей развития

познавательной деятельности, психической и физической подготовленности
воспитанников; - определение характера и продолжительности специальной
(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в образовательном учреждении
возможностей; - выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ,
соответствующих уровню его подготовки к обучению; - согласование планов работы
различных специалистов; - профилактика физических, интеллектуальных и
психологических перегрузок, эмоциональных срывов; организация оздоровительных
мероприятий; - подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка,
динамику его состояния; - составление подробного заключения о состоянии здоровья и
развития ребенка для районной психолого-медико-педагогической комиссии.
4. Организация работы консилиума
4.1. Обследование ребенка специалистами консилиума осуществляется по инициативе
сотрудников ДОУ или родителей (законных представителей). Заседания консилиума
разделяются на плановые, которые проводятся один раз в квартал, и внеплановые.
Совещание специалистов может быть также созвано экстренно, в связи с острой
необходимостью.
4.2. Организация заседаний проводится в два этапа: - подготовительный этап
предусматривает сбор предварительных диагностических данных, которые
необходимо уточнить и дифференцировать на заседании; - на основном этапе
проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребенок и его родители.
4.3. На период подготовки заседания консилиума и реализации рекомендаций
назначается веду щий специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение.
Он отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи,
выступает с инициативой повторных направлений на психолого-медико­
педагогическую комиссию.
4.4. На заседании консилиума каждый специалист, участвовавший в коррекционной
работе с детьми, представляет составленные на основе обследования заключение
(представление) и рекомендации (медицинские, педагогические).
4.5. Схема заседания предусматривает: - организационный момент; - заслушивание
заключений (представлений) специалистов, их дополнение ведущим специалистом,
врачом и другими членами консилиума; - собеседование с родителями; собеседование с ребенком; - постановку' психолого-педагогического диагноза; - обмен
мнениями и предложениями по коррекции развития; - выработку рекомендаций; разработку программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом
реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
4.6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым
специалистом и составляется индивидуальный план сопровождения семьи
воспитанника. Индивидуальный план сопровождения содержит коррекционно профилактические мероприятия для ребенка и его семьи, подписывается
председателем консилиума и законным представителем воспитанника. При смене
образовательного маршрута составляется коллегиальное заключение ПМПк.
Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры

психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной
(коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов, подписывается
председателем ПМПк.
4.7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк, индивидуальный
план сопровождения доводятся до сведения родителей (законных представителей) в
доступной для их понимания, корректной форме, предложенные рекомендации
реализуются только с их согласия.
4.8. При отсутствии в образовательном учреждении условий, адекватных
индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной
диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк
рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого­
медикопедагогическую комиссию.
4.9. При направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию копия
коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на
руки или отправляется по почте, копии заключений специалистов направляются только
по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и
организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут
направляться только по официальному запросу.
5. Состав консилиума
5.1. В заседаниях консилиума принимают участие постоянные и временные члены.
Постоянными членами консилиума по приказу руководителя ДОУ являются: заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе или старший
воспитатель; - логопеды; - педагог-психолог; - медсестра; - другие специалисты. Они
присутствуют на каждом заседании консилиума, участвуют в его подготовке и
контролируют выполнение рекомендаций.
5.2. Функциональные обязанности специалистов ПМПк.
•

•

•

•

Председатель ПМПк: руководит деятельностью ПМПк, разрабатывает
положение, планы ПМПк, графики заседаний ПМПк, подготовка и проведение
заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк,
координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль
организации работы, анализ эффективности.
Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных
возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое
консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и
оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с
ребёнком с учётом данных психодиагностики.
Учитель-логопед (учитель-дефектолог): логопедическая диагностика,
коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по
использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка
в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей
коммуникативной активности и культуры, уровня сформированное™

•

•

•
•

целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки
изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания
согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда,
врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
Медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в
ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций
врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима,
ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием
воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ
музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с
учётом рекомендаций учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогапсихолога.
Секретарь ПМПк: ведение текущей документации.
Воспитатель: проводит педагогическую диагностику и диагностику детскородительских отношений через наблюдение; осуществляет коррекцию
поведения воспитанника в соответствии с индивидуальным планом
сопровождения; участвует в работе ПМПк.

5.3. Председатель ставит в известность родителей и специалистов о необходимости
обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания
консилиума.
5.4. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума
индивидуально с учетом реальной возрастно-психофизической нагрузки.
5.5. Медсестра информирует родителей (законных представителей) о состоянии
здоровья ребенка и его возможностях, по рекомендации консилиума направляет его на
консультацию к специалистам, дает советы по режиму.
5.6. В обязанности логопеда входят информирование специалистов консилиума об
особенностях речевого развития воспитанника; разработка программ
коррекционноразвивающей работы; ведение журнала комплексного динамического
наблюдения за ребенком.
5.7. Обязанности практического психолога: - углубленное изучение особенностей
интеллектуального развития детей, их личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи логопедам и воспитателям в оценке
интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, мотивации,
эмоциональной сферы; - разработка коррекционной программы индивидуального
развития ребенка и построение программы совместных действий с другими
специалистами.
5.8. Воспитатель дает ребенку характеристику с описанием трудностей в его
воспитании и обучении, участвует в собеседовании с родителями, планирует
индивидуальную работу с детьми.
5.9. Временные члены консилиума приглашаются по мере необходимости.
6. Документация

6.1. ПМПк ведет документацию:
- приказ дошкольного образовательного учреждения о создании ПМПк на текущий
учебный год;
- локальное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ;
- договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ДОУ) и
родителя (законного представителя) воспитанника ДОУ о его психолого-медико­
педагогическом обследовании и сопровождении;
- договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и
психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольного
образовательного учреждения;
- протоколы заседаний ПМПк;
- архив Консилиума, состоящий из журналов протоколов заседаний за прошлые
учебные года, а также при наличии имеющихся характеристик, карт развития детей,
медицинских справок, договора.
Архив консилиума хранится в течение 10 лет в специально оборудованном месте и
выдается только членам Консилиума или по запросу специалистов ПМПК.
Руководитель ДОУ, председатель, специалисты, участвующие в работе Консилиума,
несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших
обследование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».