муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Каменск-Шахтинский УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 5 от 29 декабря 2020 г. ПОЛОЖЕНИЕ о Психолого-педагогическом консилиуме муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 г. Каменск-Шахтинский 1. Общие положения 1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико педагогического сопровождения воспитанников с особенностями в физическом и (или) психическом развитии, и (или) отклонениями в поведении в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ). 1.2. ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года (ст.42), приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09. 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее ПМПк), Распоряжением Министерства просвещения РФ от 09,09.2019 года№Р-93 «Об утверждении Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 года № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения». Уставом МБДОУ, приказами руководителя учреждения и настоящим Положением. 1.3. Консилиум создается на базе ДОУ приказом заведующего ДОУ. 2. Основные направления консилиума 2.1. Целью деятельности консилиума является обеспечение диагностико коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, с особенностями в физическом и (или) психологическом развитии, и (или) отклонениями в поведении, оказание помощи родителям несовершеннолетних в вопросах развития и воспитания ребенка, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. 2.2. Основными направлениями деятельности консилиума являются: - выработка коллективных рекомендаций по психолого-педагогической работе; - комплексное воздействие на личность ребенка; - консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения; - социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни или психотравмирующих обстоятельств; охрана и укрепление соматического и психологического здоровья с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка. 3. Задачи консилиума 3.1. Главная задача консилиума - определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса. 3.2. В задачи консилиума входят: - организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого педагогического обследования; - выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, психической и физической подготовленности воспитанников; - определение характера и продолжительности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в образовательном учреждении возможностей; - выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих уровню его подготовки к обучению; - согласование планов работы различных специалистов; - профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов; организация оздоровительных мероприятий; - подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния; - составление подробного заключения о состоянии здоровья и развития ребенка для районной психолого-медико-педагогической комиссии. 4. Организация работы консилиума 4.1. Обследование ребенка специалистами консилиума осуществляется по инициативе сотрудников ДОУ или родителей (законных представителей). Заседания консилиума разделяются на плановые, которые проводятся один раз в квартал, и внеплановые. Совещание специалистов может быть также созвано экстренно, в связи с острой необходимостью. 4.2. Организация заседаний проводится в два этапа: - подготовительный этап предусматривает сбор предварительных диагностических данных, которые необходимо уточнить и дифференцировать на заседании; - на основном этапе проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребенок и его родители. 4.3. На период подготовки заседания консилиума и реализации рекомендаций назначается веду щий специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение. Он отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных направлений на психолого-медико педагогическую комиссию. 4.4. На заседании консилиума каждый специалист, участвовавший в коррекционной работе с детьми, представляет составленные на основе обследования заключение (представление) и рекомендации (медицинские, педагогические). 4.5. Схема заседания предусматривает: - организационный момент; - заслушивание заключений (представлений) специалистов, их дополнение ведущим специалистом, врачом и другими членами консилиума; - собеседование с родителями; собеседование с ребенком; - постановку' психолого-педагогического диагноза; - обмен мнениями и предложениями по коррекции развития; - выработку рекомендаций; разработку программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. 4.6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом и составляется индивидуальный план сопровождения семьи воспитанника. Индивидуальный план сопровождения содержит коррекционно профилактические мероприятия для ребенка и его семьи, подписывается председателем консилиума и законным представителем воспитанника. При смене образовательного маршрута составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов, подписывается председателем ПМПк. 4.7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк, индивидуальный план сопровождения доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для их понимания, корректной форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. 4.8. При отсутствии в образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого медикопедагогическую комиссию. 4.9. При направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или отправляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу. 5. Состав консилиума 5.1. В заседаниях консилиума принимают участие постоянные и временные члены. Постоянными членами консилиума по приказу руководителя ДОУ являются: заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе или старший воспитатель; - логопеды; - педагог-психолог; - медсестра; - другие специалисты. Они присутствуют на каждом заседании консилиума, участвуют в его подготовке и контролируют выполнение рекомендаций. 5.2. Функциональные обязанности специалистов ПМПк. • • • • Председатель ПМПк: руководит деятельностью ПМПк, разрабатывает положение, планы ПМПк, графики заседаний ПМПк, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности. Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики. Учитель-логопед (учитель-дефектолог): логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированное™ • • • • целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.). Медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур. Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогапсихолога. Секретарь ПМПк: ведение текущей документации. Воспитатель: проводит педагогическую диагностику и диагностику детскородительских отношений через наблюдение; осуществляет коррекцию поведения воспитанника в соответствии с индивидуальным планом сопровождения; участвует в работе ПМПк. 5.3. Председатель ставит в известность родителей и специалистов о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания консилиума. 5.4. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально с учетом реальной возрастно-психофизической нагрузки. 5.5. Медсестра информирует родителей (законных представителей) о состоянии здоровья ребенка и его возможностях, по рекомендации консилиума направляет его на консультацию к специалистам, дает советы по режиму. 5.6. В обязанности логопеда входят информирование специалистов консилиума об особенностях речевого развития воспитанника; разработка программ коррекционноразвивающей работы; ведение журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком. 5.7. Обязанности практического психолога: - углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, их личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи логопедам и воспитателям в оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, мотивации, эмоциональной сферы; - разработка коррекционной программы индивидуального развития ребенка и построение программы совместных действий с другими специалистами. 5.8. Воспитатель дает ребенку характеристику с описанием трудностей в его воспитании и обучении, участвует в собеседовании с родителями, планирует индивидуальную работу с детьми. 5.9. Временные члены консилиума приглашаются по мере необходимости. 6. Документация 6.1. ПМПк ведет документацию: - приказ дошкольного образовательного учреждения о создании ПМПк на текущий учебный год; - локальное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ; - договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ДОУ) и родителя (законного представителя) воспитанника ДОУ о его психолого-медико педагогическом обследовании и сопровождении; - договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольного образовательного учреждения; - протоколы заседаний ПМПк; - архив Консилиума, состоящий из журналов протоколов заседаний за прошлые учебные года, а также при наличии имеющихся характеристик, карт развития детей, медицинских справок, договора. Архив консилиума хранится в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдается только членам Консилиума или по запросу специалистов ПМПК. Руководитель ДОУ, председатель, специалисты, участвующие в работе Консилиума, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.