Программа "Здоровый ребенок"

      ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ

    «Здоровый ребенок»

    Разработчики программы:  Тарасенко Елена Анатольевна - заведующий

     

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа разработана в силу  актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей, отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления  воспитанников нашего учреждения и  определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их.


            Проблема здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей  в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики.

            Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных   результатов в образовательном процессе и становлении основ личности. 

    Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. 

    Здоровый ребенок – как правило, это жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.

          С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому особую значимость приобретает внедрение новых технологий здоровьесбережения и здоровьеукрепления в систему дошкольного образования. В связи с этим оздоровительная работа в ДОУ должна опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

            Создание оздоровительной программы обусловлено всевозрастающими требованиями к  дифференцированному подходу к оздоровлению и физическому развитию детей дошкольного возраста, с учетом особенностей психо-физического развития и возможностей воспитанников, а также природно-климатических условий.

            Программа «Здоровый ребенок», разработанная педагогическим коллективом нашего учреждения, предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами ДОУ содержания обучения и воспитания по направлению. С учетом  Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106),  предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

    Программа «Здоровый ребенок» предусматривает применение методов и способов, направленных не только на обеспечение, но и формирование физического и психического здоровья детей как в ДОУ, так и в семье.

    В основе программы - научные теории: а) функциональных систем и адаптации (П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон); б) творческой педагогической деятельности и развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, инновационных процессов в сфере образования (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Б.Воронцов и др.); в) типологии поведения и деятельности человека (А. Анастази,  В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин, Б.М. Теплов); г) психического и физического развития детей (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, П. Милнер, П. Фресс).

    Реализация программы «Здоровый ребенок» рассчитана сроком на 5 лет. 

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для обеспечения, формирования и развития здоровья воспитанников ДОУ.Хочу такой сайтХочу такой сайт

    ЗАДАЧИ:Хочу такой сайт

    1. Сохранить и развить соматическое, физическое и психоэмоциональное здоровье воспитанников.
    2. Заложить в сознание детей правильное понимание здорового образа жизни и привить им навыки здоровой жизни.
    3. Создать мотивацию у педагогов на интеграцию образовательно-воспитательной и здоровьеразвивающей деятельности, посредством вовлечения в проектную деятельность.
    4. Привлечь родителей в процесс воспитания здорового ребенка через механизмы социального партнерства.

    ПРИНЦИПЫ:

    1. Принцип научности –  использование научно обоснованных и практически апробированных методов и способов для здоровьесбережения и здоровьеформирования воспитанников.
    2. Принцип природосообразности – организация здоровьеразвивающей деятельности с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей.
    3. Принцип комплексности и интегративности – проведение работы по здоровьеобеспечению,  здоровьесозиданию  комплексно,  в ходе всего образовательно-воспитательного процесса.
    4. Принцип гуманистичности – ориентация педагогического процесса на индивидуальные особенности ребенка, его уникальность.
    5. Принцип социального партнерства – совместное участие педагогического коллектива и родительской общественности в сохранении, формировании и развитии здоровья детей.
    6. Принцип результативности – получение положительного результата от здоровьеразвивающей деятельности независимо от возраста и уровня физического развития детей.

     

    ОБЩИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ

    В отношении:

    1) воспитанников:

    • культивирование у детей осмысленного отношения к собственному (телесному, душевному,  духовному) здоровью как к единому целому, привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
    • активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям, развитие представлений о том, как устроен человек, о назначении органов. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
    • воспитание у дошкольников способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной само- и взаимопомощи;
    • привитие воспитанникам доступных навыков психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях;
    • формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения;
    • формирование у детей четких представлений о роли мужчины и женщины в семье, круге их обязанностей, ответственности перед членами семьи. Расширение знаний и представлений детей о нормах здорового поведения в семье;
    • обучение детей умению проявлять добрые чувства к родителям,  другим членам семьи,  к  окружающим и не  стеснялись этого. Развитие эмоционального сопереживания проблемам других людей;
    • превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей;

    2) педагогов:

    • сохранение профессионального здоровья;
    • развитие культуры здоровья педагогов через формирование ценностного ответственного отношения к собственному здоровью;
    • повышение уровня профессионального мастерства для оптимизации  педагогического процесса на основе интеграции образовательной и здоровьеразвивающей деятельности;

    3) родителей:

    • повышение компетентности родителей по вопросам формирования и развития здоровья ребенка в семье;
    • социальное партнёрство педагогического коллектива и родителей по вопросам сохранения и развития здоровья детей.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    I. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения

    • состояние и содержание зданий и помещений детского сада в соответствии с гигиеническими нормативами и экологическим дизайном;
    • оснащенность групповых помещений, кабинетов, музыкального, спортивного и тренажерного залов, бассейна, спортивной площадки, групповых прогулочных площадок необходимым оборудованием и инвентарем;
    • функционирование медицинского кабинета в целях осуществления санитарно-гигиенической и противоэпидемической работы;
    • наличие и оснащение необходимым оборудованием пищеблока для организации качественного питания детей и сотрудников;
    • обеспечение учреждения квалифицированным составом специалистов (воспитатели, педагог – психолог, медицинские работники, логопед, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванью, педагоги дополнительного образования), осуществляющих комплексную работу по сохранению и развитию здоровья воспитанников.

    II. Медицинская  профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей

    • ежедневное наблюдение за состоянием здоровья детей, с ведением «Листа адаптации» для вновь поступивших и заполнением после углубленного медицинского осмотра «Листов здоровья группы»;
    • ежемесячный анализ заболеваемости  детей по группам и информирование воспитателей о структуре заболеваемости
    • оказание медицинской поддержки при создании системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям с проблемами, основу которых составляют нарушения соматического здоровья;
    • санитарно-гигиеническое просвещение родителей.

    III. Здоровьеразвивающая деятельность

    • соблюдение режима дня в детском саду;
    • рациональное сбалансированное питание воспитанников;
    • закаливание дошкольников;
    • организация рациональной двигательной активности воспитанников путем: 
    • а) обогащения двигательного  опыта детей в процессе создания  ситуации радости и удовольствия в движении; 
    • б) развития у детей физических и волевых качеств; 
    • в)  поощрения творчества детей, их активности и самостоятельности, инициативы в двигательных действиях; 
    • г) коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей;
    • обучение  детей ЗОЖ в процессе функционирования «Школы Айболита», работа которой направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни воспитанников и культуры здоровья как мировоззрения (Приложение № 1);
    • интеграция образовательной и здоровьеразвивающей деятельности педагогов.

    IV. Методическая  работа с педагогами и специалистами

    • предупреждение профессиональных  деформаций и синдрома выгорания;
    •  активизация ресурсных возможностей самосовершенствования индивидуального здоровья;
    • создание творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего педагогического процесса;
    • изучение и внедрение передового педагогического опыта по сохранению и развитию здоровья воспитанников;
    • организация через проектную деятельность практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий здоровьесохраняющего и здоровьесозидающего педагогического процесса.

    VI. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей

    • обеспечение веры ро­дителей в профессиональную компетент­ность и тактичность педагога, его умение по­нять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
    • совместная выработка решений и разделяемой ответственности специалистов и родителей в вопросах  обеспечения и формирования здоровья детей;
    • привлечение родителей к совместной работе по проведению спортивных праздников, соревнований, дней здоровья и т.д.;
    • вовлечение родителей в совместное выполнение с педагогами проектов по сохранению и развитию здоровья воспитанников.
План физкультурно-оздоровительной работы на 2025-2026 г. Титульный лист .pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».