муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Каменск-Шахтинский Утверждаю Разработано и принято на педагогическом совете й МБДОУ д/с № 5 ГШТарасенко Е.А. МБДОУ детский сад № 5 i/e. *ф *4 11 Протокол № 1 от 31 августа 2021 г. Председатель педагогического совета Положение о предметно-пространственной среде МБДОУ7 детский сад № 5 города Каменск-Шахтинский 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о предметно-пространственной среде в МБДОУ детский сад № 5 города Каменск-Шахтинский (далее - ДОУ) разработано в соответствии: - с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384), - СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28, - СанПин 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”, утвержденными постановлением Главного санитарного врача от 28.01.2021 г. № - Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.07.2020 г. № 373 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования”. 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 2. Требования к развивающей предметно-пространственной среде 2.1. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2.2. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: - реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДОУ; - в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - учёт возрастных особенностей детей. 2.3. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ (далее - Программа). Образовательное пространство ДОУ (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений Предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в ДОУ (в группе) поли функциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: наличие в ДОУ (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОУ, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОУ (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 3. Формирование предметно-пространственной среды ДОУ 3.1. ДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы.