Принята: решением педагогического совета протокол от 31.08.2021 № 1 Утверждена приказом от 31.08.2021 №79 заведующей МБДОУ детский сад №5 Тарасенко ЕА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития детей № 5 города Каменск-Шахтинский на период 2022 - 2026 год Программа развития Программа развития МБДОУ детский сад № 5 на период 2022-2026г.г. Наименование программы Разработчики программы развития Нормативноправовая методическая база для разработки программы • • Тарасенко Е.А., заведующий Творческая группа педагогов МБДОУ • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996- • ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17.10.2018 № 646 г. Ростов-на-Дону Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования» с изменениями от 6 дек. 2021; • Приказ Министерства образования и науки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию; Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р; Р- • • • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10 июня 2021 г. № 546 "Об утверждении региональной программы развития воспитания"; Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16); • Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).; • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373.; ПРИКАЗ от 9 ноября 2015 г. N 1309 Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи; приказ от 2 декабря 2015 года N 1399 Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования; • • • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 “Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи” 1 (СП 2.4.364820). • Устав МБДОУ. Назначение программы • • Проблема Сроки реализации Цель • Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования. • Эффективное сотрудничество с родителями и их «включенность» в образовательный процесс. • Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. • Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг • Обеспечение равных условий получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами и доступности среды МБДОУ Программа реализуется в период с 2022г. по 2026г. • • • • Задачи Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МБДОУ за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Повышение качества образовательных услуг в организации, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Модернизация материально-технической базы организации, цифровизации образовательной деятельности. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учетом потребностей и возможностей детей. Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования. Внедрение дистанционных образовательных технологий и элементов электронного обучения для детей от 5 лет. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. Создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских способностей. Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы организации. Повышение безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития детей. Ф инансовое обеспечение программы • • • С редства субсидии на м униципальное задание; целевые субсидии. приносящ ая доход деятельность (в соответствии с Уставом). Ожидаемые результаты: • Вы сокая конкурентноспособность детского сада на ры нке образовательных услуг, обеспечение равны х стартовы х возмож ностей дош кольников. • В Д О У реализую тся новы е программ ы дополнительного образования для детей и родителей. • Вы сокий % вы пускников организации, успеш но прош едш их адаптацию в • Внедрено и эффективно использую тся циф ровы е технологии в работе первом классе школы. организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. • С оздана современная ком фортная развиваю щ ая предметно пространственная среда и обучаю щ ее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. • Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационны ми образовательны м и и м етапредметны ми технологиям и за счет прохож дения повы ш ения квалиф икации и переподготовки работников, участия в региональны х и федеральных профессиональны х мероприятиях. • П овыш ение престиж а семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционны х семейны х ценностей; • П овыш ение уровня правовой культуры всех участников образовательного пространства. • О рганизация получает меньш е замечаний от рганов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности 4 Этапы реализации программы • 1 этап - Организационно-аналитический - 2022г. Анализ и оценка состояния развития МБДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития МБДОУ; • 2 этап - Формирующий - 2023-2025г.г. Совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современной нормативно-правовой базой; • 3 этап - Обобщающий 2026г. Обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с требованиями современной государственной политики Корректировку программы развития осуществляет Структура программы развития заведующий МБДОУ детский сад № 5 • • Введение Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада • Раздел IT. Концепция развития детского сада • Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития □ Раздел V. Мониторинг реализации программы развития Механизмы реализации программы развития детского сада: 1. Модернизация и цифровизация материально-технических ресурсов с целью обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума. 2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансовоэкономической деятельностью образовательной организации. Введение Используемые термины и сокращения. ДОУ - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города КаменскШахтинский Программа - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД № 5 ГОРОДА КАМЕНСК - ШАХТИНСКИЙ НА ПЕРИОД 2022-2026 Г.Г. Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития детского сада. В программе отражаются системные, целостные изменения в детском саду (инновационный режим), сопровождающиеся проектно-целевым управлением. Основными функциями настоящей программы развития являются: • организация и координация деятельности детского сада по достижению поставленных перед ним задач; • определение ценностей и целей, на которые направлена программа; • выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации программы развития; • интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в интересах развития 5 Этапы реализации программы Структура программы развития • 1 этап - Организационно-аналитический - 2022г. Анализ и оценка состояния развития МБДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития МБДОУ; • 2 этап - Формирующий - 2023-2025г.г. Совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современной нормативно-правовой базой; • 3 этап - Обобщающий 2026г. Обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с требованиями современной государственной политики Корректировку программы развития осуществляет заведующий МБДОУ детский сад № 5 • Введение • Раздел I. Характеристика текущего состояния детского • сада • Раздел II. Концепция развития детского сада • Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты • Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития а Раздел V. Мониторинг реализации программы развития Механизмы реализации программы развития детского сада: 1. Модернизация и цифровизация материально-технических ресурсов с целью обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума. 2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансовоэкономической деятельностью образовательной организации. Введение Используемые термины и сокращения. ДОУ - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города КаменскШахтинский Программа - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД № 5 ГОРОДА КАМЕНСК - ШАХТИНСКИЙ НА ПЕРИОД 2022-2026 Г.Г. Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития детского сада. В программе отражаются системные, целостные изменения в детском саду (инновационный режим), сопровождающиеся проектно-целевым управлением. Основными функциями настоящей программы развития являются: • организация и координация деятельности детского сада по достижению поставленных перед ним задач; • определение ценностей и целей, на которые направлена программа; • выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации программы развития; • интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в интересах развития детского сада. 5 Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности Полное по художественно-эстетическому направлению развития детей № 5 наименование города Каменск-Шахтинский Учреждения Юридический адрес Режим работы Заведующий Управление Учреждением Телефоны Дата открытия Учредительные документы 347820; Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, мкр. Лиховской, пер. М.Горького, д.7 Пятидневная рабочая неделя с 8.00 до 19.00, выходные дни суббота, воскресенье, праздничные дни. Тарасенко Елена Анатольевна Педагогический совет, общее собрание работников МБДОУ, Управляющий совет 8863-65-2-84-95 открыт в августе 1969 г. Устав. Действующий Устав МБДОУ детский сад № 5 утвержден 06.02.2017г. Лицензия на осуществление образовательной деятельности - от 04.12.2012г.,, регистрационный номер 2863. Лицензия бессрочная. Сведения о воспитанниках. В настоящее время в организации функционирует 5 групп воспитанников, их них: - 1 младшая группа - 14 воспитанников общеразвивающей направленности; - 1 младшая группа - 13 воспитанника общеразвивающей направленности; - средняя группа - 19 воспитанника общеразвивающей направленности; - старшая группа - 25 воспитанника общеразвивающей направленности; - старшая группа - 30 воспитанника общеразвивающей направленности. Анализ проблем, на решение которых направлена Программа Программа развития МБДОУ детский сад № 5 на период 2022-2026 г.г. -стратегический документ образовательного учреждения, работающего в инновационном режиме, направленный на осуществление нововведений в образовательном учреждении, на реализацию актуальных, перспективных прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа родителей (законных представителей) воспитанников и общества. Принятие Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. (далее Стратегия) ставит перед коллективом МБДОУ стратегические ориентиры воспитания и образования современных дошкольников. В Стратегии определена приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. 6 Концепция развития образования Ростовской области определяет стратегическую цель развития сферы образования в Ростовской области - обеспечение высокого качества образования в Ростовской области в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики Ростовской области Решение обозначенных проблем и достижение поставленной стратегической цели предполагает реализацию следующих мероприятий: -обновление материально-технической базы МБДОУ в соответствии с современными требованиями, включая оснащение компьютерами, техническое обеспечение дистанционных методов обучения, подключение к сети Интернет и создание современной мультимедийной информационной среды; -внедрение модели МБДОУ, реализующего образовательные программы различных уровней, в том числе развитие системы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; -повышение удовлетворенности родителей в услугах дошкольного образования; - создание условий для обеспечения качественного дополнительного образования; -обновление содержания и технологий обучения, в том числе развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания дошкольного образования к различным группам обучающихся; -проведение повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом введения новейших образовательных стандартов. В соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи и приказом от 2 декабря 2015 года N 1399 Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования разработан Паспорт доступности для инвалидов МБДОУ детский сад № 5. В связи с этим проведена оценка состояния имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов МБДОУ, проведена оценка состояния условий доступности предоставляемых услуг, определен перечень необходимых управленческих решений для приведение МБДОУ в соответствие с требованиями законодательства РФ об обеспечении условий доступности для инвалидов и необходимый объем работ. В связи с указанными противоречиями и проблемами, а так же необходимостью внесения качественных изменений в систему воспитания, направленных на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни и обществе мы ставим следующие цели: 1. Цель - создание в МБДОУ детском саду условий, обеспечивающих становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение. 7 Для достижения цели мы определяем следующие задачи: A) обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности; Б) создать необходимые условия для содействия успешной социализации детей используя воспитательные возможности и ресурсы МБДОУ детский сад № 5 и семьи; B) обеспечить равный доступ к образованию и воспитанию детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов обеспечить условия для их социальной адаптации. 2. Цель- обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования. Задачи: A) формирование кадровой политики с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; Б) участие в системе независимой оценки качества работы МБДОУ; B) Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р); Г) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей систему оплаты труда в МБДОУ; Д) внедрение в МБДОУ механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками; Е) внедрение мероприятий по проведению аттестации педагогических работников с последующим их переводом на эффективный контракт; Ж) внедрение показателей эффективности деятельности педагогических работников. 3. Цель - поэтапное повышение с учетом финансовых возможностей уровня доступности для инвалидов МБДОУ и предоставляемых услуг в сфере образования. Задачи: А) создание условий доступности для инвалидов МБДОУ; Б); Реализация паспорта доступности МБДОУ, поэтапное повышение значений показателей доступности объекта до уровня требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; Мы определяем следующие приоритеты в области воспитания дошкольников на период действия Программы развития МБДОУ детский сад № 5 на период до 2021г. -воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; -поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; -защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка; -обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно нравственным и семейным ценностям; -обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей-инвалидов; -формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности; нравственное, гражданское и патриотическое воспитание дошкольников. 8 3. Анализ результатов деятельности МБДОУ детский сад № 5 (далее МБДОУ) размещено в типовом двухэтажном здании, имеется водопровод, канализация, оснащено верандами и прогулочными постройками для игровой деятельности. Помещение и участок соответствуют Санитарным правилам СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», нормам и правилам пожарной безопасности. Территория детского сада ухожена и озеленена различными видами деревьев и кустарников по всему периметру, имеются газоны, клумбы и цветники. Материально-техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда МБДОУ соответствует ФГОС ДО. В ДОУ созданы все необходимые условия для организации и проведения образовательного процесса. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей. Учреждение располагает учебно-методической литературой и пособиями для реализации Основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 5. Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня каждый ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. В каждой возрастной группе созданы необходимые условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности, оборудованы мини-центры, в которых размещен познавательный и игровой материал в соответствии с возрастом детей. Мебель, игровое оборудование соответствует санитарным и психолого-педагогическим требованиям. Модель развивающей среды, реализуемая в МБДОУ, обеспечивает доступность ко всем игровым и развивающим пособиям и оборудованию, предоставляя детям возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их гендерной принадлежности. Предметно-развивающая среда групп организована в соответствии с возрастом, направленностью реализуемой программы и ФГОС. Система комфортной пространственной среды для охраны и укрепления здоровья воспитанников • Музыкально-физкультурный зал • мини-стадион" Художественно-эстетический комплекс • Музыкальный зал • Вернисаж (тематические выставки детских работ) • Набор по эстетическому развитию дошкольников Система необходимой психологической среды • • уголки социально-эмоционального развития детей в группах созданы комфортные условия для облегчения адаптационного периода (постепенное вхождение в режим детского сада, возможность присутствия родителей ребенка в группе, наличие игрового оборудования, принятие, понимание и признание ребенка, его индивидуальных особенностей) Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса. В настоящее время в детском саду в состав информационно-технической базы входят: 9 Средства ТСО: • мультимедийный проектор • интерактивная доска • МБДОУ детский сад № 5 подключен к сети интернет Медицинское обслуживание обеспечивают органы здравоохранения по договору с МБДОУ. Медицинский блок состоит из медицинского, прививочного кабинетов и, изолятора. Медицинские кабинеты полностью оснащены всем необходимым оборудованием. Питание детей в МБДОУ осуществляется специализированной организацией ООО «Мармит» в соответствии с примерным 10-ти дневным меню, согласованным с ТО Роспотребнадзора Ростовской области в г. Каменске — Шахтинском. Питьевой режим в детском саду организован в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20, питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в ДОУ. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. Методический кабинет и группы постоянно пополняются периодической, методической и художественной литературой. Подбор литературы, сведений о самообразовании педагогов и обобщение передового педагогического опыта в методическом кабинете систематизированы и упорядочены. Разработана и внедрена система мер обеспечения безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на территории ДОУ: пожарная сигнализация, кнопка тревожной сигнализации, имеются первичные средства пожаротушения. В вечернее, ночное время в здании работает сторож. В ДОУ регулярно проводятся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности, по основам безопасности, учебные тренировки. С детьми регулярно проводятся занятия, беседы по правилам дорожного движения и безопасного поведения детей на улице, организуются экскурсии, игры. 3. Анализ результатов деятельности ДОУ. На 1 января 2022 учебного года в детском саду функционируют 5 групп с 12 - часовым пребыванием. В настоящее время МБДОУ посещают 101 ребенок от 3 лет до прекращения образовательных отношений. Первая младшая Средняя группа 5 групп МБДОУ детский сад № 7 2 1 2 Старшая группа Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует современным квалификационным характеристикам. Педагоги владеют инновационными программами и технологиями, направленными на развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, разрабатывают и реализуют творческие и инновационные проекты. Педагогическими кадрами МБДОУ укомплектовано полностью, в количестве 8 человек со специальным образованием. Характеристика педагогического коллектива по стажу: Всего 8 До 3-х лет 1 3-5 лет 1 5-10 лет 0 10-15 лет 0 15-20 лет 1 20 и более 5 10 Квалификационная характеристика педагогов: Соответствие занимаемой Высшая Без категори и Первая категория категория 0 0 должности 8 0 Всего 8 Анализ результатов образовательной деятельности ДОУ. Содержание образовательного процесса определяется Основной образовательной программой МБДОУ. Программа разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования и охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей. Основными задачами МБДОУ являются: • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно эстетического и физического развития детей; • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Приоритетными направлениями деятельности МБДОУ являются (реализуемые образовательные области): • физическое развитие и здоровье дошкольников; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • • социально-личностное развитие ребёнка. Образовательная программа, реализуемая в МБДОУ В 2020 году г. в соответствии с ФГОС творческой группой МБДОУ разработана Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 5 на основе учебно-методических комплектов «От рождения до школы», региональной программы «Родники Дона». Таблица б УМК Образовательной программы________________ __________________________ Основная Направленность групп общеобразовательная Группы общеразвивающей направленности программа дошкольного образования МБДОУ детского сада №5 Количество групп 5 Реализуемые УМК 11 Основная часть общеобразовательной программа дошкольного образования Часть программы, разрабатываемая участниками образовательных отношений УМК «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой региональный компонент -УМК «Родники Дона» Взаимодействие с семьями воспитанников Основные традиционные формы работы с родителями, используемые в МБДОУ: родительские собрания, консультации, уголки для родителей. 1. Помимо этого для родителей организованы: экскурсии по МБДОУ, обмен индивидуальной информацией (со структурными подразделениями детского сада - консультации по телефону (порядок приема в ДОУ, проблемы семьи и ребенка, взаимодействие семьи и 2. 3. 4. 5. 6. ДОУ). Родители воспитанников принимают активное участие в проведении мероприятий (экскурсий, походов), тематических праздниках, субботнике «День Земли», акции «Пусть вместе с деревьями растут наши дети». Педагоги и родители активно работают над образовательными и творческими проектами: «Наши деды и День победы», «Спорт в нашей семье», «Волшебница-вода», проводятся групповые досуговые мероприятия. Особенное внимание педагогов групп уделяется формированию у дошкольников семейных ценностей, с этой целью оформлены семейные альбомы «Наши традиции», «Досуг в семье». В МБДОУ организованы практикумы и консультации для родителей «Самочувствие семьи в преддверии начала школьной жизни ребенка», «Готова ли семья к школе?». Начали свою работу курсы для родителей по основам детской психологии и педагогики. Проблемное поле: Неоднородный контингент родителей, имеющий различные цели и ценности. Наличие в Учреждении родителей (законных представителей) с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в интерактивных мероприятиях, в управлении МБДОУ. Недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень позитивной активности в совместном решении текущих проблем воспитания и образования дошкольников. Раздел II, Концепция развития детского сада Актуальность разработки программы развития обусловлена модернизацией системы образования Российской Федерации, а именно выход новых нормативных документов, диктующих основные положения и нормы функционирования современного детского сада. Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). 12 Качественное внедрение ФГОС ДО в образовательном процессе требует комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный процесс. Предстоит дальнейшая работа по перестроению сознания педагогов с учебно-дисциплинарной модели построения образовательного процесса и общения с детьми на модель личностноориентированную . Существенные изменения в системе образования требуют изменений в квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность, нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе. Основной вектор деятельности детского сада направлен на развитие индивидуальных личностных ресурсов ребенка, его творческих способностей и ведущих психических качеств. Личностно- ориентированный подход в центр образовательной системы ставит личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Эту тенденцию учитывает и рабочая программа воспитания, на основе которой детский сад ежегодно разрабатывает календарный план воспитательной работы. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы являются составными частями ООП ДО. С целью успешной реализации основных направлений развития детского сада до 2023 года работники проходят повышение квалификации в соответствии с разделом программы «Мероприятия по улучшению кадрового состава». Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития МБДОУ направлена на сохранение позитивных достижений ДОУ, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно - ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и ДОУ. Ценность качества образовательного процесса ддя ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка как личности. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны - бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе. Основные принципы, которыми будем руководствоваться, выстраивая деятельность ДОУ: принцип системности - целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата - развития личности ребенка; принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик; принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых; принцип гуманизации - основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным познавательно - речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности; принцип увлекательности - является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме; принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка; принцип инновационности - определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы; принцип активности - предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Образ будущего МБДОУ - это детский сад, где ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями, педагоги развивают свои 13 профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом инновационном режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества. Основной структурной единицей в процессе развития МБДОУ выступает взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагог- ребенок- родитель». • Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности; • Воспитатели являются непосредственным реализатором образовательных услуг на уровне государства; • Дети выступают как субъекты образовательного процесса, получая доступ к образовательным услугам в совместной деятельности с педагогами и воспитанниками МБДОУ. Для эффективного взаимодействия с семьей, необходимо повышение правовой и психолого педагогической культуры участников образовательного процесса, формирование гуманистических взглядов на вопросы образования, а также профессиональные умения личностного общения, установления контактов, решения конфликтных ситуаций. 5. Мероприятии но развитию МБДОУ Основные направления по реализации программы развития Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2026 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие МБДОУ. Эти направления сформулированы в целевых программах «Качество образования», «Здоровье», «Сотрудничество» обеспечивающих участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Программы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий. Создание условий в ДОУ для реализации ФГОС. 5.1. Целевая программа: «Качество образования» Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровнем профессиональной компетентности педагога. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов. 1. Цель: Совершенствование образовательной деятельности МБДОУ через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника, включение педагогов МБДОУ в систему непрерывного повышения уровня квалификации и профессиональной компетентности, обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования. Распространение эффективных моделей инновационного опыта в массовой педагогической практике. Задачи: • Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование; • Формирование кадровой политики с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) • • (воспитатель, учитель)»; Участие в системе независимой оценки качества работы МБДОУ. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей систему оплаты труда в МБДОУ; 14 организации образовательного процесса. интегрированны х занятий П овыш ение квалификации педагогов каждые три года или профессиональная переподготовка П овыш ение доли м олоды х педагогов в общ ем числе педагогов М БДОУ Курсы повыш ения квалификации или переподготовки, 100% педагогов 2022 воспитатель Привлечение в М БДО У молодых педагогов до 35 лет со стажем работы до 5 лет - 30% 2022 заведую щ ий 2022 М етодическая служба А налитический отчет по результатам П роведение мониторинга, направленного на выявление мониторинга факторов, влияю щ их на качество дош кольного образования и ож иданий родителей (законных представителей) воспитанников СН о р м и р у ю щ и й э т а п 2 0 2 2 -2 0 2 5 г о д ы 2022-2025 -корректировка образовательной Н овы й качественный программы в соответствии с Ф ГОС уровень образовательной дош кольного образования и с учетом программ ы М БДОУ, Примерной ООП обеспечиваю щ ий обновленную -формирование модели реж им а дня, модель образовательного пространства недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства ДОУ разработка рабочих программ педагогов; -разработка календарно тематического планирования с учетом современны х требований С оверш енствование образовательной деятельности через овладение современны ми технологиями, обеспечиваю щ ими целостное развитие ребенка 2022-2025 - использование в образовательной деятельности современны х развиваю щ их технологий (изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальны ми планам и педагогов) индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности (введение в практику работы по формированию «портфолио» дош кольника, составление индивидуальны х марш рутов развития воспитанников ,дифференцированны е планы) выявление и формирование приоритетного направления воспитательной работы в группе воспитатель воспитатель 19 D O V 1 Ш 1 Л 1 W ll> правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов: -воспитание гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общ ества; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощ и народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. 2023-2025 Создание условия для создание системы комплексного методического сопровождения осуществления патриотического воспитания и деятельности педагогов, участвующ их в формирования российской воспитании подрастающего поколения, по формированию российской идентичности гражданской идентичности: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защ ите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания; - повышение качества образовательной деятельности с дошкольниками направленной на осознанную выработку собственной позиции на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у дошкольников уважения к символам государства- герб, флаг, гимн Российской Федерации, к воспитатель историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности. Обновление предметно- -оборудование группового помещения Постоянно развиваю щ ей среды, способствующ ей реализации развиваю щ ими пособиями, сюжетными игрушками, играми развивающ ей по мере финансиро нового содержания дошкольного образования достижению новых образовательных результатов М БДОУ направленности; -пополнение программно методического, дидактического сопровождения образовательной программы сопровождения вания Заведующий 20 РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ Разработка и реализация программ воспитания дошкольников 2022 Анализ рабочих программ и их корректировка по содержанию социально-личностного развития дошкольников: повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, воспитателю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности воспитатель Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка Разработка воспитательных систем с 2023 учетом потребностей дошкольников, интересов и способностей Старший воспитатель, педагоги Развитие системы кружковой Развитие форм включения детей в работы на базе МБДОУ, интеллектуальнопознавательную, творческую, трудовую, общественно организация дополнительных услуг полезную, художественноэстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность дошкольников 2023-2025 воспитатель 21 ОБНОВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ И НА ОСНОВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ Создание условия для воспитания |Разработка и реализация программ |воспитания, способствующих 2023-2025 воспитатель, Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 2023-2025 -развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; -развитие сопереживания и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. воспитатель, Приобщение детей к культурному наследию страны -эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного; 2023-2025 воспитатель, увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; развитие музейной и театральной педагогики; поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведение культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей. (еское воспитание и формирование культуры здоровья -формирование в детской и семейной среде >5 системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; ле для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий воспитатель для регулярны х занятий ф изической культурой и спортом, развиваю щ его отды ха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повы ш ения эффективности ее использования. Т рудовое воспитание дош кольников 2023-2025 воспитание у детей уваж ения к труду и лю дям труда, трудовым достижениям; формирование у детей ум ений и навы ков самообслуж ивания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отнош ения к разным видам трудовой деятельности, вклю чая вы полнение домаш них обязанностей; развития навы ков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходим ы е ресурсы , правильно оценивая смы сл и последствия своих действий. Старш ий воспитатель, педагоги Э кологическое воспитание дош кольников развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отнош ения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитаниечувства ответственности за состояние природны х ресурсов, ум ений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отнош ения к действиям, приносящ им вред экологии. 2023-2025 Старш ий воспитатель, педагоги 24 П О ВЫ Ш ЕН И Е УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КО М П ТЕН ТН О С ТИ ПЕДАГОГОВ П риведение нормативноправовой базы С воевременное приведение локальны х актов к требованиям законодательства РФ 2022 М БДОУв соответствие с современны ми требованиями П роведение самооценки -С амооценка реальны х профессиональных 2023-2025 (самообследования) достиж ений - Самооценка профессиональной про фесеиональноличностны х качеств деятельности педагога на педагога как части квалиф икации Сам ооценка владения установление ком петенциями и дифф еренцированного уровня профессиональны ми трудовы м и действиями, заявленны м и в квалификации проф ессиональном стандарте, в соответствии с направлением проф ессиональной деятельности, типом образовательной организации, содержанием педагогической деятельности и задачами в данной должности. Заведующий, старший воспитатель, целопроизводи тель, председатель ПК педагоги П овыш ение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования в практике работы современны х технологий дош кольного образования -курсовая подготовка -участие в работе МО, постоянно М М РЦ - транслирование опыта работы через участие в конкурсах, публикацию на сайте ДО У , проектную деятельность Ведение педагогических портфолио - как инструмента отслеживания уровня повы ш ения проф ессионального мастерства и творческого роста Заведующий, воспитатель, П овыш ение доли м олоды х педагогов в общ ем числе педагогов М БДО У Оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников с учетом увеличения производительности труда Доля педработников в возрасте до 35 лет - 2023-2025 30% заведую щ ий Численность воспитанников М БД О У в расчете на одного педагогического работника - 12,7% 2022 Заведую щ ий 25 деятельности педагогических кадров. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта кадровой обстановки в ДОУ (программа но мониторинга, статистические данные) демонстрация портфолио педагогов обобщение и трансляция перспективного педагогического опыта интеграции образовательных областей, В течение организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности всего детей и педагогов (публикации, в т.ч на отчетно го сайте ДОУ,) периода Развитие педагогического потенциала, повышение престижа педагогического труда Целенаправленное, непрерывное повышение уровня компетентности педагогических работников, способствующее личностному профессиональному росту- и методологической культуре педагогов, использованию ими современных педагогических технологий. 2022 методическая служба заведующий Прогнозируемый результат; - Обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и социальным заказом родителей. - Повышение качества образовательной деятельности. Целевая программа: «Доступная среда» Проблема: приведение МБДОУ в соответствие с требованиями законодательства РФ об обеспечении условий доступности для инвалидов и детей с ОВЗ Определение новых направлений развития -проведение проблемноориентированного анализа деятельности МБДОУ по реализации Программы развития -Публикация результатов и итогового заключения о реализации Программы развития(открытый информационно аналитический доклад, сайт ДОО) 2026 г. Заведующий, творческая группа Цель - организация инклюзивного образования. Поэтапное повышение с учетом финансовых возможностей уровня доступности для инвалидов МБДОУ и предоставляемых услуг в сфере образования. Задачи: 1) создание условий доступности доя инвалидов МБДОУ и услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи; 2) оснащение МБДОУ приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, позволяющими обеспечить доступность для инвалидов предоставляемых услуг; 3) Разработка паспорта доступности МБДОУ, принятие и реализация решений о сроках поэтапного повышения значений показателей их доступности до уровня требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 4) Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с учетом ИПРА детей инвалидов. Прогнозируемый результат: D Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса; □ Оснащение предметно-развивающей среды МБДОУ оборудованием для обеспечения доступной среды и организации инклюзивного образования; □ Повышение уровня педагогической компетентности в вопросах инклюзивного образования. 27 Безопасность детей Цель - обеспечение комплексной безопасности детей, соблюдение прав и законных интересов детей. Задачи: формирование у воспитанников представления о безопасном образе жизни, правосознания и культуры в области безопасности дорожного движения; подготовленность детей к поведению в условиях чрезвычайных ситуаций, безопасному поведению в быту, на природе, на дорогах; реализация мер по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, детских суицидов и других причин потери детского населения; создание безопасного информационного пространства для детей; разработка и реализация системных решений по оказанию своевременной помощи детям и родителям в случае нарушения прав и законных интересов детей; Проведение мероприятий, направленных на формирование культуры безопасного образа жизни детей дошкольного возраста разработаны методические рекомендации для педагогических работников дошкольного образования по формированию у воспитанников основ безопасного поведения в быту, на природе, на дорогах 20222026г.г, воспитатель Прогнозируемый результат: □ □ □ □ Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ: повышение психолого - педагогической культуры в вопросах воспитания детей; установление единых педагогических позиций и требований МБДОУ и семьи к воспитанию детей; повышение компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. 6. Управление Программой развития Для текущего управления реализацией Программы создана творческая груши педагогов МБДОУ по разработке и реализации Программы развития и целевых проектов. Заведующий: Тарасенко Е.А. Воспитатели: Козлова Н.А.,Копцева М.Н. Основными задачами творческой группы в ходе реализации Программы являются: • подготовка предложений по направлениям работы, по формированию перечня программных мероприятий на каждый год; • подготовка предложений по вопросам реализации Программы для рассмотрения на Педагогическом совете и общем родительском собрании; • выявление содержательных и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению. • разработка и апробация предложений по механизмам и схемам финансового обеспечения реализации Программы; • организация и проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий по каждому направлению работы; • организация и проведение оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий; • • • принятие решения об участии в презентациях, конкурсах, экспертизе и т.п. ведение отчетности о реализации Программы; организация размещения в электронном виде на сайте информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении экспертиз и конкурсов. Совершенствование системы профилактики детского дорожно транспортного травматизма, в том числе организационно-методическая поддержка объединений юных инспекторов движения увеличено количество детей, 2022вовлеченных в деятельность 2026г.г. объединений юных инспекторов движения воспитатель Ограничение доступа к сайтам (страницам сайтов) в информационно телекоммуникационной сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено Проведены тематические 2022мероприятия с детьми по 2026г.г. безопасности в сети Интернет; воспитатель 31