Рассмотрено: На Педагогическом совете МБДОУ детский сад № 5 Е. А. Тарасенко МБДОУ детский сад № 5 Протокол от « 31» мая 2021г № 8 / У о»* U ог« ЗЛ» мая 2021г. Учтено мнение Совета родителей МБДОУ детский сад № 5 Протокол от «30» мая 2021 г.№ 5 Рабочая программа воспитания муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 5 города Каменск-Шахтинский (МБДОУ детский сад № 5) № I 2. 3’. II 1 . 1.1. 1.2. 1.3-. 1.4. Ill 1 . 2. 3. Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса цель и задачи воспитания СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Модуль «Традиции детского сада» Модуль «Моя малая Родина» Модуль «Ранняя профориентация» Модуль «Взаимодействие с родителями» ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Основные направления самоанализа воспитательной работы Нормативно-правовая документация Литература ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Календарный план воспитательной работы 2 Страницы 3 4 7 9 10 12 1-4 14 20 19 20 21 I. Пояснительная записка Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ детского сада № 7 города Каменск-Шахтинский (ООП ДО МБДОУ детский сад № 5 города Каменск-Шахтинский). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка ..,(1.6.6 ФГОС ДО)/ Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п.(4.6. ФГОС ДО). В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела: раздел «Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса» (описание специфики деятельности ДОУ), раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые ДОУ предстоит решать для достижения цели; раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей. « Традиции детского сада» Инвариативные модули «Моя Малая «Ранняя Родина» профориентация » 3 «Взаимодействие с родителями» Вариативные модули Ключевые общесадиковые мероприятия Создание развивающей среды Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы ДОУ. Воспитательные задачи реализуются в содержании образовательных областей , согласно ФГОС ДО, обеспечивая их интеграцию. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает, каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной работы. Раздел содержит перечень основных направлений, дополнен критериями и способами его осуществления. К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков их проведения. Программа позволяет педагогическим работникам и родителям скоординировать свои усилия, направленные на воспитание подрастающего поколения. 1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОУ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МБДОУ детский сад № 5 города Каменск-Шахтинский расположен в типовом здании, по адресу Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, мкр. Лиховской, пер. М.Горького, 7. Микрорайон является экологически чистым, имеются оборудованные тротуары для пешеходов, пешеходные переходы. Рядом с ДОУ находится парк Железнодорожников, Дворец культуры Железнодорожников . ДОУ имеет возможность для осуществления сетевого взаимодействия как с указанными образовательными организациями, так и с более удаленными, но тем не менее находящимися в пешей доступности Дворец Победы , «Городская детская библиотека». В ДОУ имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий. В МБДОУ детский сад № 5 образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.i0.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы МБДОУ детский сад № 5 является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры- драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение 4 этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д. Воспитательный процесс в МБДОУ детский сад № 5 организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. Приоритетным в воспитательном процессе МБДОУ детский сад № 5 является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст - до 3-4 часов, старший дошкольный возраст - до 4-5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда. Для МБДОУ детский сад № 5 важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: 5 Учет этнокультурной развития детей ситуации который предполагает приобщение их к традициям и обычаям родной культуры, формирование первоначальных представлений о народах, населяющих нашу страну, овладение элементарными навыками межкультурной коммуникации Развитие каждого воспитанника обусловлено системным подходом который заключается в том, что пять направлений (образовательных областей) дошкольного образования физическое. социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое рассматриваются в их взаимосвязи, взаимодействии, их интеграции в целостном процессе развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности «Событийное» оформление Этот принцип обязывает придавать творческим занятиям детей деятельной жизни ребёнка по каждому направлению работы характер маленьких, но отчётливо выделяющихся на фоне повседневности и ярко переживаемых жизненных событий. Ведь любое такое занятие — самобытное совместное синтетическое произведение взрослого (педагога) и детей. В отличие от режимных моментов оно не поддаётся вторичному воспроизведению, тиражированию Принципы содействия, Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и сотрудничества и участия осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместноразделенной деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником воспитательного процесса. Основные традиции воспитания в образовательной организации следующие: 1. Все воспитательные проекты проходят через обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта всем педагогическим составом 2. Педагогические работники ДОО ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; 3. Ключевой фигурой воспитания в ДОО является воспитатель группы: он - защитник, организатор, убежище, поддерживающий человек 4. Процесс образования (воспитания +обучения) детей в ДОО проходит во взаимодействии с родителями 5. У воспитывающих взрослых и детей ДОО есть традиционные дела, мероприятия, мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников. 6 2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Базовые национальные ценности: Патриотизм -нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё. Социальная солидарность -единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей. Гражданственность- качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона; в более общем значении — забота об общественном благе, концентрация помыслов и чувств на идее гражданского долга. Семья- социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Труд и творчество- это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Среди людей, владеющих каким-либо ремеслом, есть такие, которые вызывают восторг от результатов его труда. Наука- область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа Традиционные религии- ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени. Искусство и литература - одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности... Природа-материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук Человечество - совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных). Здоровье -состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях общая цель воспитания в МБДОУ детский сад № 5 7 формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников. 1. В воспитании детей младшего дошкольного возраста - обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности. Задачи: - развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; - сформировать коммуникативную и социальную компетентности; - развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; - содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; -сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой; - сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн). 2. В воспитании детей старшего дошкольного возраста цель: - обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально-познавательных способностей, социальнонравственных, эстетических, физических качеств. Задачи: - обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе, - поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; - воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; - углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни, -сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; - развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов; - поощрять проявления морально-волевых качеств. Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение вопросов личностного развития детей. Задачи: 1. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 8 3. Повышение педагогической культуры родителей. Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие: -сотрудничество - общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; -взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цели и задачи программы воспитания реализуются в практической деятельности в образовательных областях ФГОС ДО по следующим направлениям: __________________________________________ Направления развития Содержание воспитания воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к Социально окружающим; воспитание уважения, коммуникативное развитие взаимопонимания Речевое развитие формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовнонравственного опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы Познавательное развитие развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле Художественноэстетическое воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности развитие: Физическое развитие формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим Виды деятельности - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), - познавательноисследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), - восприятие художественной литературы и фольклора, -самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) -двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. 9 Формы организации деятельности - игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие; -тематический модуль, коллекционирование, -чтение, беседа/разговор, ситуации, -конкурсы, викторины, коллективное творческое дело, -проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки. -мастерская, клубный час, - праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, - театрализованные игры, инсценировки. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБДОУ детский сад №т 5. Каждое из которых представлено в соответствующем модуле. Модули. Модуль 1. «Традиции детского сада» Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду - это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста. Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых. Задачи: 1. Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми. 2. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп. 3. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка, старший-младший; член коллектива; житель своего города, гражданин своей страны. 4. Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий. 5. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности. 6. Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям. Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа. 10 Традиционным для дошкольного учреждения является проведение: на уровне ДОУ: - общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»), - сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»), - тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя»); - социальных и экологических акций («Открытка для ветерана», «Древонасаждение», «Кормушка для птиц»); на уровне группы : - «Утро радостных встреч»; - «День рождения» Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие. 2. Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий. Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры. 3. Творческие мастерские и детские студии. В мастерских и студиях ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Делают различные макеты, лэпбуки, подарки, поделки для выставок, социальных акций. Совместно с воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для совместных мероприятий. 4. Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные. Традиционными в детском саду стали выставки детских работ «Соблюдаем ПДД», «Защитники Отечества», «Мамин праздник», «День Победы», «Люблю тебя, мой край родной», «День защиты детей». 5. Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную позицию. 6. Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме Проводятся по всем направлениям развития дошкольников. 7. Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной. 8. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, 11 соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту. Модуль 2. Малая Родина . Благодаря ей обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняется национальная культура родного края, формируется бережное отношение к наследию своего края, малой Родине, достопримечательностям родного края (города, района, села). Данный модуль раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и способствует освоению социально значимых представлений об окружающем мире. Кроме того, посредством создания мини-музеев формируются конкретные знания детей о свойствах и отношениях предметов и объектов окружающего мира. Содержание модуля выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. Основная цель - приобщение детей к традициям, истории и культуре своей малой Родины, своего народа и родного края, достопримечательностям родного края (города, района, села), природе края, истории края, культуре края. Задачи: 1. Формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего мира. 2. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках донских казаков. 3. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине. К знаменательным датам и календарным праздникам проводятся мероприятия: - «Праздник Покрова», - «Рождество» и др. В мини-музеях собраны предметы, отражающие народную культуру и быт донских казаков: - объекты растительного мира, реальные предметы быта, объёмные изображения; - картины, предметные картинки, фотографии, - предметы декоративно-прикладного искусства; - детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная), произведения национальной культуры (народные песни, сказки и др ); - игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки- забавы). Развивающая предметно-пространственная среда постоянно пополняется и обновляется в соответствии с изучаемыми темами. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественноэстетическая. 12 I Основные формы и содержание деятельности: 1.Организованная образовательная деятельность. В рамках данного модуля активно проводятся занятия по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию дошкольников. В качестве средств образовательной деятельности широко применяются материалы и оборудование музея. Дошкольники рассматривают книги и репродукции, старинные фотографии, карты, знакомятся с подлинными предметами и вещами, слушают рассказы об истории своего края и России, елушают и исполняют песни, а также читают стихи, сочиняют рассказы, задают вопросы, думают, размышляют и рассуждают. 2.Экскурсии. Педагогами продумана и составлена тематика экскурсий, которые проводятся для детей, родителей, гостей ДОУ. Экскурсоводами являются не только воспитатели, но и дети. 3. «Фольклорные посиделки». При ознакомлении детей с историей и культурой донского края или России обязательно включают произведения народного (регионального) фольклора. Используют потешки, стихи, песни, сказки, игры. Знакомятся с персонажами национального фольклора. Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек. В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников: • формирование духовно-нравственных норм и ценностей; • раскрепощение, снятие эмоционального напряжения; социализация, развитие коммуникативных навыков. В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной. 4. «Творческие мастерские». Дети с удовольствием участвуют в подготовке новых экспозиций, изготовлении экспонатов для выставок: игрушек, предметов народного быта и др. 5. Проекты. Проектная деятельность рассматривается нами как одна из наиболее действенных и результативных форм организации взаимодействия с детьми, при которой всесторонне развивается ребенок дошкольного возраста. Благодаря проектам активизируется речевая, творческая, познавательная деятельность, формируются и закрепляются знания по тематике музеев у всех участников: детей, педагогов, родителей. Модуль 3. «Ранняя профориентация» Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире. С помощью ранней профориентации у ребенка-дошкольника начинают формироваться 13 личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему социуму, к труду взрослых, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных предпочтений к той или иной профессии. Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать максимально разнообразные представления детей о профессиях. 2. Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в различных видах детских игр и игровых ситуаций. 3. Развивать познавательный интерес к труду взрослых. 4. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда, его общественной значимости. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Беседы. Эта форма является важной составляющей при формировании у дошкольников представлений о труде взрослых. Посредством беседы педагог не только знакомит детей с различными профессиями, но и представляет значимость и полезность труда для общества, способствует воспитанию у детей эмоционально ценностного отношения к труду. 2. Организованная образовательная деятельность. В дошкольном учреждении разработаны конспекты занятий по ознакомлению с профессиями воспитателя, учителя, врача, повара, водителя, полицейского, сотрудника МЧС и др. Создан учебно-методический комплект для проведения НОД: планирование, картотеки игр и образовательных ситуаций, пособия, информационно познавательные презентации. З.Чтение литературы. В ДОУ сформирована «библиотека профессий», где собраны разнообразные произведения детской художественной литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность. В процессе обсуждения педагоги обращают внимание дошкольников на трудолюбивых героев и персонажей произведений, на особенности и результаты трудовой деятельности. Дети знакомятся с тематическими стихами, пословицами, поговорками. 4. Профориентационные игры. Применяются разнообразные игры, способствующие ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные, игрыквесты, игры-драматизации. В игре появляется возможность проявить свои знания и умения. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм. 5. Экскурсии на производство. Благодаря экскурсиям дети получают возможность увидеть реальные условия, существенные характеристики и особенности той или иной профессии, лично познакомиться с представителями профессии. Экскурсии имеют большой воспитательный потенциал в воспитании у детей уважения и любви к труду. 6. Просмотр видеофильмов и презентаций. В детском саду создано электронное 14 15 «Портфолио профессий», в котором представлены фотографии, цифровые презентации, видеоэкскурсии, научно-популярные фильмы, отрывки из художественных и мультипликационных фильмов по многим профессиям. После просмотра цифровых материалов происходит обсуждение, составление рассказов о профессиях. 7. Хозяйственно-бытовой труд. Это активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка. В процессе различных видов хозяйственно-бытового труда у детей формируются элементарные трудовые навыки и умения, развиваются социальные качества личности, трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, самоконтроль и самосознание. 8. «Мастерская профессий». В мастерской ребята оформляют лэпбуки по профессиям, изготавливают атрибуты к играм, конструируют. В изобразительной деятельности отображают свои знания и отношение к профессиям. 9. Проекты. Педагоги активно разрабатывают проекты о разных профессиях. Проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и дает возможность построить взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Модуль 4. «Взаимодействие с родителями» Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример - все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе. Задачи: 1. Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста. 2.0казать педагогическую поддержку родителям в воспитании ребенка. З.Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий. Основные формы и содержание работы с родителями: 1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка. 2. Консультации. Это самая распространенная форма педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации- презентации с использованием ИК-технологий. 3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей. 4. Педагогический тренинг. В основе тренинга - проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности. 5. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса. 6. «Клуб Молодая семья». Добровольное объединение родителей. Раз в месяц проводятся тематические встречи, на которых специалисты и воспитатели предлагают обсуждение вопросов и решением проблем по конкретным темам. Очень часто тема встречи запрашивается родителями. Поддержка родительских инициатив способствует установлению доверительных партнерских отношений межу педагогами и семьями воспитанников. 7. «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит мессенджер WhatsApp и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы. 8. Праздники, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей. 9. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ воспитательной работы в ДОУ осуществляется ежегодно старшим воспитателем и воспитателями. Цель: выявление основных проблем воспитательного процесса и последующее их решение. Самоанализ проводится по двум направлениям: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей дошкольного возраста. Критерием данного направления является динамика личностного развития детей. Анализ осуществляется воспитателями и старшим воспитателем, затем результаты обсуждаются. Основной метод получения информации - педагогическое наблюдение. Это может быть наблюдение за поведением детей в процессе режимных моментов, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в игровой и коммуникативной деятельности. 2. Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие в дошкольном учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Анализ осуществляется воспитателями и родителями, которые знакомы с воспитательной работой в ДОУ. Могут быть использованы беседы с детьми о проведенных мероприятиях. Особое внимание при этом уделяется вопросам, связанным с: - качеством реализации воспитательного потенциала организованной образовательной деятельности (ООД); - качеством функционирования детско-взрослых сообществ; - качеством организации и развития традиций в детском саду; - качеством воспитательной работы по приобщению к традициям родного края; - качеством ранней профориентационной работы; - качеством взаимодействия дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ детский сад № 5 является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. Ш . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в МБДОУ детский сад № 5 воспитательной работы осуществляется по выбранным, детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ детский сад № 5, являются: • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами, • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей - это результат как 17 18 социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в МБДОУ детский сад № 5 воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ детский сад № 5. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МБДОУ детский сад № 5 совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ детский сад № 5. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: • качеством проводимых общесадовских мероприятий; • качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; • качеством проводимых экскурсий, походов; • качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ детский сад № 5 является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Нормативно-правовая документация и информационное обеспечение рабочей программы по воспитанию в ДОО - Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4; - Федеральный закон Российской Федерации от 29 12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от i 7 октября 2013г. № 1155; - Указ Президента Российской Федерации Путина В В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением - Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Основные локальные акты: 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 5. 2. План работы на учебный год ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2021-2022 учебный год Модуль «Традиции детского сада» Дела 1 f1 * лл вновь встречает он ребят» Inofiirmw f t upсю/Дт отч'тг»»"»» лот» лт»от»ч тчот»' Возраст воспитан ников 4-7 лет Ориентировочное время проведения Ответственные сентябрь jx. \\^vivnxin vu^ UTVIIU рцц. воспитатели Мой веселый звонкий мяч спортивное развлечение сентябрь 1,5-3 5-7 лет Акция «Белый голубь», посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом Праздник осени 3-7 лет сентябрь Дщша октябрь воспитатели воспитатели октябрь воспитатели L шЦш! тггч uu ьролпоогтлти uwwuwvuvw^u дорожного движения «Осторожно дорога» Спортивное мероприятие «День здоровья» Выставка рисунков, посвященная «Дню Матери» Конкурс природы» 4-7 лет поделок «Дары воспитатели 4-7 лет октябрь лп ____ *+-/ J1C1 йОябрь 3-7 лет ноябрь воспитатели воспитатели воспитатели \ Д-» Т*-*-* Т»#П ТТТГ Ч» тй декабрь 1,5-7 Праздник «Новый год к нам мчится!» лет Акция «Кормушка» i»i у оитиашимгз руководитель,, воспитатели Воспитатели 2-7 лет 2-7 лет декабрь декабрь «Зимние забавы» 3-7 лет январь Воспитатели групп «Встреча со Снеговиком» Тематический праздник День защитника Отечества 1,5-2 лет 3-7 лет январь февраль Воспитатели групп Воспитатели групп 3-7 лет февраль Воспитатели групп Творческая мастерская «Новогодний lajinwiviati// Фотовыставка «Наши папы удалые» 20 Воспитатели групп Воспитатели групп КДдт ч'ачт ТУЧ тн Праздник 8 марта 2-7 март Фольклорное мероприятие «Широкая Масленица» 3-7 март руководитель, воспитатели групп, Музыкальный руководитель апреля Воспитатели lpyiiii Экологический праздник «День птиц» 2-7 1 HAJ( 4>MkiVbUlUliLltIl Акция «Древонсаждеение» 4-7 апрель Воспитатели групп Выставка рисунков «Космос» 4-7 апрель Воспитатели групп Месячник безопасности 2-7 3-7 Май Май Воспитатели групп Воспитатели групп Конкурс чтецов «День Победы» 3-7 Май Воспитатели групп Акция «Окна Победы» 5-7 Май Воспитатели групп Выпускной бал 6-7 Май Воспитатели групп 1,5-7 Июнь Июнь Июль Воспитатели групп Воспитатели групп Воспитатели групп 3-7 3-7 Июль Август Воспитатели групп Музыкальный руководитель, Воспитатели групп 3-7 Август Патриотическая акция «Мы помним» День защиты детей День России развлечение День Нептуна Зебра в детском саду развлечение по г^ 11 Праздник «День семьи, любви и верности» пдд Музыкальное развлечение «До свидания, лето! Здравствуй, 1 1 \\ yvii к яирл: // Музыкальный руководитель, Воспитатели групп _ __ _____ Модуль «Моя малая Родина» День Города 5-7 сентябрь Воспитатели групп 4-7 сентябрь Воспитатели ipyim 5-7 октябрь Воспитатели групп 5-7 ноябрь Воспитатели групп Смотр-конкурс на лучший уголок по региональному компоненту 3-7 ноябрь Воспитатели групп «Казак и лиса» настольный театр 4-7 декабрь Воспитатели групп 4-7 январь Воспитатели групп Видеопрезентация «Край в котором я живу» Фольклорные посиделки «Покрова» Флешмоб к дню народного единства Развлечение «Рождественские посиделки» 20 Воспитатели групп КТ U'Om тп тн Праздник 8 марта 2-7 март Фольклорное мероприятие «Широкая Масленица» 3-7 март руководитель, воспитатели групп, Музыкальный руководитель 2-7 1 апреля Воспитатели lpynn Акция «Древонсаждеение» 4-7 апрель Воспитатели групп Выставка рисунков «Космос» 4-7 апрель Воспитатели групп Месячник безопасности 2-7 3-7 Май Май Воспитатели групп Воспитатели групп Конкурс чтецов «День Победа» 3-7 Май Воспитатели групп Акция «Окна Победы» 5-7 Май Воспитатели групп Выпускной бал 6-7 Май Воспитатели групп 1,5-7 3-7 5-7 Июнь Июнь Июль Воспитатели групп Воспитатели групп Воспитатели групп 3-7 3-7 Июль Август Воспитатели групп Музыкальный руководитель, Воспитатели групп 3-7 Август Экологический праздник «День птиц» . Vk Jr 4>iAl\iWll>UMUU Патриотическая акция «Мы помним» День защиты детей День России развлечение Праздник «День семьи, любви и верности» День Нептуна Зебра в детском саду развлечение по пдд Музыкальное развлечение «До свидания, лето! Здравствуй, 1 1 \\ ууа к лирд i // Музыкальный руководитель, Воспитатели групп Модуль «Моя малая Родина» День Города 5-7 сентябрь Воспитатели групп 4-7 сентябрь Воспитатели ipyim 5-7 октябрь Воспитатели групп 5-7 ноябрь Воспитатели групп Смотр-конкурс на лучший уголок по региональному компоненту 3-7 ноябрь Воспитатели групп «Казак и лиса» настольный театр 4-7 декабрь Воспитатели групп 4-7 январь Воспитатели групп Видеопрезентация «Край в котором я живу» Фольклорные посиделки «Покрова» Флешмоб к дню народного единства Развлечение «Рождественские посиделки» 22 «День освобождения мкр. Лиховской от немецких захватчиков» «Широкая масленица» развлечение «Музеи донских казаков» / 'nTTTVT'T ТО ТТТ ТЧТ ТЛ *\Т^ЛТ« Т^ЛИТТ ТГА И *4 Г *-» А ГГ 'Ч с \ уьшр 1 у Ш1ШЮ1С/ jivvivjpwm uu iwj оил 1*1 j Экскурсии - акции памяти ВОВ в парк 5-7 13 февраля Воспитатели групп 3-7 март Воспитатели групп 4-7 апрель Воспитатели групп 5-7 Май Воспитатели групп 3-7 лет май Воспитатели групп Победы Создание музейной экспозиции в группах «День Победы» Разработка проектов профориентации детей. по Модуль «Ранняя профориентация» 5-7 сентябрь ранней воспитатели групп «Профессии 4-7 октябрь ДОУ с целью профессий 3-7 ноябрь Изготовление атрибутов к играм, лэпбуков, элементов костюмов в «Мастерской профессий». 3-7 Фотовыставки наших родителей» Экскурсии по ознакомления взрослых воспитатели групп Просмотр видеороликов проведению ттппфппгергггяттггтттттоу игп по Фестиваль детского творчества «Кем быть?». воспитатели групп декабрь-январь воспитатели групп 3-7 Февраль-март воспитатели групп 5-7 Апрель воспитатели групп 5-7 Май воспитатели групп Презентация электронного «Портфолио профессий» -------------------------- - ------------------------------ --- - .... . .............. ..... Ь//\1УГН?Г Модуль «Работа с родителями» Конкурс детско-родительских проектов «Я и природа» Совместные рейды по многодетным семьям, семьям «группы риска» 4-7 2-7 воспитатели групп заведующий В течение полугодия 3-7 октябрь воспитатели групп 2-7 ноябрь воспитатели групп Конкурс рисунков с участием родителей «Здоровье семьи в -I1DV// X£VT ОХГТТГПАУХ iJCMVlVl Совместный конкурс поделок «Дары природы» 1 раз в квартал 23 — Совместная выставка поделок «Новый год к нам мчится!» 2-7 декабрь воспитатели групп пттпогчт /шиир'и п ЛЛТТТГГО'ГО пт» UVV11X1 Д МД VJ1I1 Ж февраль воспитатели групп /ТТТТ у жжжж Мастер-класс «Методы формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников». 1 Мастер-класс «Формы и методы нравственного воспитания детей». 4-7 Привлечение родителей воспитанников к подготовке и проведении общих и групповых мероприятий воспитательной направленности 2-7 В течение полугодия воспитатели групп Родительская конференция на тему «Эффективные практики семейного воспитания». 3-7 Апрель воспитатели групп Спортивный праздник «Олимпийская семья» 3-7 Май воспитатели групп 24