Пояснительная записка к учебному плану 2019 - 2020 учебный год Учебный план на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии с: - Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 15.05.2013г. № 26(с изменениями на 27 августа 2015 года); Учебный план МБДОУ детский сад № 5 является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования. Вариативная часть сформирована образовательным учреждением, представляет собой образовательную модель, обеспечивающую основу по приобщению дошкольников к культуре и традициям Донского края. Вариативная часть основной образовательной программы реализуется через включение в содержание непосредственно образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие; речевое развитие и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей. В учебном плане установлено соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением: - инвариантная (обязательная) часть составляет не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. - вариативная (модульная) часть составляет не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Инвариантная часть учебного плана строится в соответствии с образовательной программой МБДОУ детский сад №5, разработанной в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 года), (с изменениями на 27 августа 2015 года); . Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и потенциалом образовательных областей. -В МБДОУ ежедневно осуществляется: -образовательная деятельность в ходе режимных моментов (утренняя гимнастика, комплекс закаливающих процедур, гигиенические процедуры, ситуативные беседы, чтение художественной литературы, дежурство, прогулки); -самостоятельная деятельность детей (игра, самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития). В летний период (июнь - август) детский сад работает в каникулярном режиме, организацию образовательного процесса с минимальным использованием непрерывной образовательной деятельности в организационных формах - индивидуальных и подгрупповых занятиях и максимальным проведением образовательного процесса в свободной игровой деятельности и совместной деятельности взрослых и детей на свежем воздухе. Проводится непосредственно образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, изо и физкультурные). В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся праздники, развлечения, досуги, экскурсии (в соответствии с Планом на летний оздоровительный период) Вариативная часть составлена с учетом парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культуре и традициям Донского края Региональной программы «Родники Дона» -Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина. - Ростов н/Д.: Изд-во Синтез технологий 2007г. В 2019-2020 учебном году в МБДОУ функционирует 7 общеразвивающих дневного пребывания, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: 2-3 года – 2 группы (общеразвивающей направленности); 3-4 года – 1 группа (общеразвивающей направленности); 4-5 лет – 2 группы (общеразвивающей направленности); 5-7 лет – 2 группы (общеразвивающей направленности); Инвариантная часть образовательной программы - дети от 2 до 3 лет – 10 занятий по подгруппам (80мин-100 мин.) в неделю, по 8-10 мин.; - дети от 3 до 4 лет – 10 занятий (150 мин.) в неделю, по 15 мин.; - дети от 4 до 5 лет – 11 занятий (220 мин.) в неделю, по 20 мин.; - дети от 5 до 7 лет - 14 занятий (420 мин) в неделю, по 30 мин.; Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть): Вариативная часть образовательной программы. Содержание вариативной части образовательной программы включено в содержание непосредственно образовательной деятельности основной образовательной программы МБДОУ по образовательным областям: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей. Формы организации непосредственно-образовательной деятельности: - для детей с 2 лет до 3лет – подгрупповая; - в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564),(с изменениями на 27 августа 2015 года); Для детей в возрасте от 2 лет до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая с дидактическим и строительным материалом, музыкальная деятельность, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, развитие движений). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. В соответствии с Законом «Об образовании» для воспитанников ДОУ предлагаются дополнительные образовательные услуги, которые организуются в вечернее время 2-3 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший возраст). Культурные практики. Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. - Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. - Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. - Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. - Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. - Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальныеи литературные досуги. - Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно-полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Режим дня и организация образовательной деятельности В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(с изменениями на 27 августа 2015 года); режимы дня групп соответствуют возрастным особенностям детей, способствуют их гармоничному развитию и учитывают следующие рекомендации: в течение периода бодрствования предусматривается проведение прогулки, дневная суммарная продолжительность которых должна составлять 3-4 часа; продолжительность прогулки варьируется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать; утренний прием детей в летний период происходит на улице; в холодный период года на улице утренний прием детей происходит при комфортных погодных условиях (продолжительность варьируется образовательной организацией) самостоятельная деятельность детей занимает в течение дня 3-4 часа, которые используются для личной гигиены, подготовки к образовательной деятельности и игры; период дневного сна - 2 часа, для детей 1,5-3 лет – 2,5 часа; объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности предусматривается в количестве 6 - 8 часов в неделю. В режиме дня всех групп соблюдается временное распределение основных организационных периодов, предусмотренных СанПин 2.4.1.3049-13. В режиме дня всех групп соблюдается временное распределение основных организационных периодов, предусмотренных СанПин 2.4.1.3049-13, (с изменениями на 27 августа 2015 года); Таким образом, учебный план соответствует целям и задачам МБДОУ. Предельно допустимая нагрузка, на каждого ребенка, включая дополнительные услуги, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Образовательная деятельность включает в себя разные виды деятельности взрослого с детьми и самих детей. К ним относятся: игровая, коммуникативная, конструирование, двигательная, познавательно - исследовательская (экспериментирование с реальными и символическими объектами), музыкальная, изобразительная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора. НОД рассматривается педагогами и администрацией МБДОУ как важная, но не преобладающая форма обучения детей. В педагогическом процессе активно используются здоровьесберегающие, социоигровая и интегративная технологии. Физкультурно-оздоровительными и медицинскими услугами охвачены все дети МБДОУ. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный год в группах начинается со 2 сентября и по 31 мая. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Объем образовательной нагрузки Учебный план групп общеразвивающей направленности № Образовательные области (направления) 1 младшая группа Виды деятельности Познавательное направление развития Ознакомление с окружающим миром Формирование элементарных математических представлений Расширение ориентировки в окружающем Длит, Кол-во (мин.) занятий зан./нед нед./год Обязательная часть Длит, (мин.) зан./нед Кол-во занятий нед./год Длит, (мин.) зан./нед Кол-во занятий нед./год Длит, (мин.) зан./нед 1/37 10/10 1/37 15/15 1/37 20/20 1/37 30/30 1/37 10/10 1/37 15/15 1/37 20/20 2/74 30/60 В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями Конструктивно-модельная деятельность В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями Речевое направление развития Развитие речи 2/74 Чтение художественной литературы 3 Старшая группа Познавательно-исследовательская деятельность Игры-занятия с дидактическим материалом 2 средняя группа Объем образовательной нагрузки групп общеразвивающей направленности Кол-во занятий нед./год 1 Младшая группа 10/20 1/37 15/15 1/37 20/20 2/74 30/60 Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов Социально-коммуникативное направление Безопасность (ЗОЖ) Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов Игра Труд 4 Художественно-эстетическое направление развития Музыка 2/74 10/20 2/74 15/30 2/74 20/40 2/74 30/60 Рисование 1/37 10/10 1/37 15/15 1/37 20/20 2/74 30/60 Лепка 1/37 10/10 0,5/18.5 15/15 0.5/18.5 20/20 0.5/18.5 30/30 - 0,5/18.5 15/15 0,5/18.5 20/20 0,5/18.5 30/30 1/37 10/10 1/37 15/15 1/37 20/20 1/37 30/30 2/74 1/37 10/20 10/10 2/74 1/37 15/30 15\15 2/74 1/37 20/40 20/20 2/74 1/37 30/60 30/30 10/370 10/120 11/ 407 15/165 11/ 407 14/ 518 30/450 Аппликация Конструктивно-модельная деятельность 5 Физическое направление Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Образовательная деятельность обязательной части (длительность в неделю, год) Вариативная часть 20/220 Познавательное развитие Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов Художественно-эстетическое развитие Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов Физическое развитие Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов Речевое развитие Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов Социально-коммуникативное развитие Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов Модель двигательного режима в МБДОУ для групп Формы организации Возрастные группы Младший возраст Первая младшая группа Средний возраст Старший возраст 1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнениярежимныхмоментов деятельности детского сада Утренняя гимнастика В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная Ежедневно 6-8 минут Ежедневно 6-8 минут Ежедневно 5-6 мин Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15-20 мин Ежедневно 6-8 мин Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 20-25 мин Ежедневно 10-12 минут Ежедневно 5-8 мин Физкульминутки Динамические паузы между НОД .Гимнастика пробуждения Ежедневно по мере необходимости (до 3 мин ) Ежедневно (до 10 мин) Ежедневно Игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 10-15 мин Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнениярежимныхмоментов деятельности детского сада Физкультурные занятия 2 раза в неделю по 2 раза в неделю по 2 раза в неделю по в помещении 10 мин 15 мин 20 мин Физкультурные занятия на улице Спортивные досуги Самостоятельная двигательная деятельность - 1 раз в неделю 15 мин 1 раз в неделю 20 мин Ежедневно 10 мин Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 30-40 мин 2 раза в неделю по 25-30 мин 1 раз в неделю 25-30 мин Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка) Спортивные праздники - - 2 раза в год до 45 мин 2 раза в год до 60 мин Физкультурные досуги и развлечения - 1 раз в месяц 20 мин 1 раз в месяц 20 мин 1 раз в месяц 30-40 мин 2 раза в неделю по 20 мин 2 раза в неделю по 25-30 мин .Дни здоровья Музыкальные занятия НОД 1 раз в квартал 2 раза в неделю по 10 мин 2 раза в неделю по 15 мин Развлечения 1раз в месяц Праздники Согласно годовому плану и календарю дат Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах в МБДОУ для групп Формы образовательной Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю деятельности в Первая младшая группа Младший возраст Средний возраст Старший возраст режимных моментах Общение Ситуации общения воспитателя с детьми и Ежедневно накопления положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по Ежедневно их интересам Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр Индивидуальные игры с детьми Ежедневно 3 раза в неделю (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительноконструктивные игры Совместная игра воспитателя и 2 раза в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительноконструктивные игры) Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели Подвижные игры ежедневно Познавательно- исследовательская деятельность Опыты, эксперименты, наблюдения 1 раз в 2 недели (в том числе экологической направленности) Наблюдения за природой (на ежедневно прогулке) Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей Творческая мастерская (рисование, 1 раз в неделю лепка, художественный труд по интересам) Чтение литературных произведений Ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Ежедневно Самообслуживание Трудовые поручения Ежедневно (индивидуально и подгруппами Трудовые поручения (общий и 1 раз 1 раз в 2 недели совместный труд) Распределение совместной образовательной деятельности воспитателя и детей и культурных практик в режимных моментах Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю Первая младшая группа младшая группа средняя группа старшая группа ежедневно ежедневно ежедневно Общение Ситуации общения воспитателя с детьми и накопление положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их интересам ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др. виды игр Индивидуальные игры с детьми (сюжетноролевая, режиссерская, игра-драматизация; строит. -конструктивные игры) Детская студия (театрализованные игры) ежедневно ежедневно 3 раза в неделю 3 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Подвижные игры ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность Опыты, эксперименты (в том экологической направленности) числе 1 раз в 2 недели Наблюдения за природой ежедневно Формы творческой активности, обеспечивающие художественно-эстетическое развитие детей Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) Чтение литературных произведений ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание ежедневно Трудовые поручения (индивидуально и по подгруппам) ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели ежедневно Общий и совместный труд -