Пояснительная записка к учебному плану 2019 - 2020 учебный год
Учебный план на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 15.05.2013г. № 26(с изменениями на
27 августа 2015 года);
Учебный план МБДОУ детский сад № 5 является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём
учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает
выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования.
Вариативная часть сформирована образовательным учреждением, представляет собой образовательную модель, обеспечивающую основу по
приобщению дошкольников к культуре и традициям Донского края. Вариативная часть основной образовательной программы реализуется
через включение в содержание непосредственно образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие;
речевое развитие
и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей. В учебном плане
установлено соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением:
- инвариантная (обязательная) часть составляет не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной
образовательной программы дошкольного образования.
- вариативная (модульная) часть составляет не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной
образовательной программы дошкольного образования.
Инвариантная часть учебного плана строится в соответствии с образовательной программой МБДОУ детский сад №5, разработанной в
соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от
17.10.2013 года), (с изменениями на 27 августа 2015 года); .
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и потенциалом образовательных областей.
-В МБДОУ ежедневно осуществляется:
-образовательная деятельность в ходе режимных моментов (утренняя гимнастика, комплекс закаливающих процедур, гигиенические
процедуры, ситуативные беседы, чтение художественной литературы, дежурство, прогулки);
-самостоятельная деятельность детей (игра, самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития).
В летний период (июнь - август) детский сад работает в каникулярном режиме, организацию образовательного процесса с минимальным
использованием непрерывной образовательной деятельности в организационных формах - индивидуальных и подгрупповых занятиях и
максимальным проведением образовательного процесса в свободной игровой деятельности и совместной деятельности взрослых и детей на
свежем воздухе. Проводится непосредственно образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, изо
и физкультурные). В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся праздники, развлечения, досуги, экскурсии
(в соответствии с Планом на летний оздоровительный период)
Вариативная часть составлена с учетом парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культуре и традициям
Донского края Региональной программы «Родники Дона» -Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина. - Ростов н/Д.: Изд-во Синтез
технологий 2007г.
В 2019-2020 учебном году в МБДОУ функционирует 7 общеразвивающих дневного пребывания, укомплектованных в соответствии с
возрастными нормами:
2-3 года – 2 группы (общеразвивающей направленности);
3-4 года – 1 группа (общеразвивающей направленности);
4-5 лет – 2 группы (общеразвивающей направленности);
5-7 лет – 2 группы (общеразвивающей направленности);
Инвариантная часть образовательной программы
- дети от 2 до 3 лет – 10 занятий по подгруппам (80мин-100 мин.) в неделю, по 8-10 мин.;
- дети от 3 до 4 лет – 10 занятий (150 мин.) в неделю, по 15 мин.;
- дети от 4 до 5 лет – 11 занятий (220 мин.) в неделю, по 20 мин.;
- дети от 5 до 7 лет - 14 занятий (420 мин) в неделю, по 30 мин.;
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть):
Вариативная часть образовательной программы.
Содержание вариативной части образовательной программы включено в содержание непосредственно образовательной деятельности
основной образовательной программы МБДОУ по образовательным областям: познавательное развитие, художественно – эстетическое
развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
моментов, самостоятельную деятельность детей.
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
- для детей с 2 лет до 3лет – подгрупповая;
- в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564),(с
изменениями на 27 августа 2015 года);
Для детей в возрасте от 2 лет до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая с
дидактическим и строительным материалом, музыкальная деятельность, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, развитие
движений). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ,
для детей дошкольного возраста составляет:
в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин.,
в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа,
в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут,
в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40
минут соответственно, в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами
непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после
дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно
образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего
времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей,
проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и
музыкальными занятиями. В соответствии с Законом «Об образовании» для воспитанников ДОУ предлагаются дополнительные
образовательные услуги, которые организуются в вечернее время 2-3 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший возраст).
Культурные практики.
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и
творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
- Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной
игры.
- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе
жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие
ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе
жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера
воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор,
связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления
заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем
детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые
происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
- Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по
своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»),
просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская
книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии,
рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными
материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов
(чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок,
детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
- Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей,
предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное
общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
- Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду
организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальныеи литературные досуги.
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно-полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой
труд и труд в природе.
Режим дня и организация образовательной деятельности
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»(с изменениями на 27 августа 2015 года); режимы дня групп соответствуют возрастным особенностям детей,
способствуют их гармоничному развитию и
учитывают следующие рекомендации:
в течение периода бодрствования предусматривается проведение прогулки, дневная суммарная продолжительность которых должна
составлять 3-4 часа;
продолжительность прогулки варьируется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При
температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать;
утренний прием детей в летний период происходит на улице; в холодный период года на улице утренний прием детей происходит
при комфортных погодных условиях (продолжительность варьируется образовательной организацией)
самостоятельная деятельность детей занимает в течение дня 3-4 часа, которые используются для личной гигиены, подготовки к
образовательной деятельности и игры;
период дневного сна - 2 часа, для детей 1,5-3 лет – 2,5 часа;
объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности
предусматривается в количестве 6 - 8 часов в неделю.
В режиме дня всех групп соблюдается временное распределение основных организационных периодов, предусмотренных СанПин
2.4.1.3049-13. В режиме дня всех групп соблюдается временное распределение основных организационных периодов, предусмотренных
СанПин 2.4.1.3049-13, (с изменениями на 27 августа 2015 года);
Таким образом, учебный план соответствует целям и задачам МБДОУ. Предельно допустимая нагрузка, на каждого ребенка, включая
дополнительные услуги, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Образовательная деятельность включает в себя разные виды
деятельности взрослого с детьми и самих детей.
К ним относятся: игровая, коммуникативная, конструирование, двигательная, познавательно - исследовательская (экспериментирование с
реальными и символическими объектами), музыкальная, изобразительная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.
НОД рассматривается педагогами и администрацией МБДОУ как важная, но не преобладающая форма обучения детей.
В педагогическом процессе активно используются здоровьесберегающие, социоигровая и интегративная технологии.
Физкультурно-оздоровительными и медицинскими услугами охвачены все дети МБДОУ.
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный год в группах начинается со 2 сентября и по 31 мая.
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально-организованной деятельности.
Объем образовательной нагрузки
Учебный план групп общеразвивающей направленности
№
Образовательные области
(направления)
1 младшая группа
Виды
деятельности
Познавательное направление развития
Ознакомление с окружающим миром
Формирование элементарных математических
представлений
Расширение ориентировки в окружающем
Длит,
Кол-во
(мин.)
занятий
зан./нед
нед./год
Обязательная часть
Длит,
(мин.)
зан./нед
Кол-во
занятий
нед./год
Длит,
(мин.)
зан./нед
Кол-во
занятий
нед./год
Длит,
(мин.)
зан./нед
1/37
10/10
1/37
15/15
1/37
20/20
1/37
30/30
1/37
10/10
1/37
15/15
1/37
20/20
2/74
30/60
В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями
Конструктивно-модельная деятельность
В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями
В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями
Речевое направление развития
Развитие речи
2/74
Чтение художественной литературы
3
Старшая группа
Познавательно-исследовательская деятельность
Игры-занятия с дидактическим материалом
2
средняя группа
Объем образовательной нагрузки групп общеразвивающей направленности
Кол-во
занятий
нед./год
1
Младшая группа
10/20
1/37
15/15
1/37
20/20
2/74
30/60
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе
режимных моментов
Социально-коммуникативное направление
Безопасность (ЗОЖ)
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе
режимных моментов
Игра
Труд
4
Художественно-эстетическое направление развития
Музыка
2/74
10/20
2/74
15/30
2/74
20/40
2/74
30/60
Рисование
1/37
10/10
1/37
15/15
1/37
20/20
2/74
30/60
Лепка
1/37
10/10
0,5/18.5
15/15
0.5/18.5
20/20
0.5/18.5
30/30
-
0,5/18.5
15/15
0,5/18.5
20/20
0,5/18.5
30/30
1/37
10/10
1/37
15/15
1/37
20/20
1/37
30/30
2/74
1/37
10/20
10/10
2/74
1/37
15/30
15\15
2/74
1/37
20/40
20/20
2/74
1/37
30/60
30/30
10/370
10/120
11/ 407
15/165
11/ 407
14/ 518
30/450
Аппликация
Конструктивно-модельная деятельность
5
Физическое направление
Физическая культура в помещении
Физическая культура на прогулке
Образовательная деятельность обязательной
части (длительность в неделю, год)
Вариативная часть
20/220
Познавательное развитие
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов
Художественно-эстетическое развитие
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов
Физическое развитие
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов
Речевое развитие
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов
Социально-коммуникативное развитие
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов
Модель двигательного режима в МБДОУ для групп
Формы организации
Возрастные группы
Младший возраст
Первая младшая группа
Средний возраст
Старший возраст
1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнениярежимныхмоментов деятельности детского сада
Утренняя гимнастика
В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная
Ежедневно 6-8 минут
Ежедневно 6-8 минут
Ежедневно
5-6 мин
Ежедневно 2 раза (утром и
вечером)
15-20 мин
Ежедневно
6-8 мин
Ежедневно 2 раза
(утром и вечером)
20-25 мин
Ежедневно
10-12 минут
Ежедневно 5-8 мин
Физкульминутки
Динамические паузы между
НОД
.Гимнастика пробуждения
Ежедневно по мере необходимости (до 3 мин )
Ежедневно (до 10 мин)
Ежедневно
Игры и физические упражнения
на прогулке
Ежедневно 2 раза (утром и
вечером)
10-15 мин
Закаливающие процедуры
Ежедневно после дневного сна
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнениярежимныхмоментов деятельности детского сада
Физкультурные занятия
2 раза в неделю по
2 раза в неделю по
2 раза в неделю по
в помещении
10 мин
15 мин
20 мин
Физкультурные занятия
на улице
Спортивные досуги
Самостоятельная двигательная
деятельность
-
1 раз в неделю
15 мин
1 раз в неделю
20 мин
Ежедневно 10 мин
Ежедневно 2 раза
(утром и вечером) 30-40 мин
2 раза в неделю по
25-30 мин
1 раз в неделю
25-30 мин
Ежедневно под руководством воспитателя
(продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка)
Спортивные праздники
-
-
2 раза в год до 45
мин
2 раза в год до 60 мин
Физкультурные досуги и
развлечения
-
1 раз в месяц 20
мин
1 раз в месяц 20
мин
1 раз в месяц 30-40
мин
2 раза в неделю по
20 мин
2 раза в неделю по
25-30 мин
.Дни здоровья
Музыкальные занятия
НОД
1 раз в квартал
2 раза в неделю по
10 мин
2 раза в неделю по
15 мин
Развлечения
1раз в месяц
Праздники
Согласно годовому плану и календарю дат
Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах в МБДОУ для групп
Формы образовательной
Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю
деятельности в
Первая младшая группа
Младший возраст
Средний возраст
Старший возраст
режимных моментах
Общение
Ситуации общения воспитателя
с детьми и
Ежедневно
накопления
положительного
социальноэмоционального опыта
Беседы и разговоры с детьми по
Ежедневно
их интересам
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр
Индивидуальные игры с детьми
Ежедневно
3 раза в неделю
(сюжетно-ролевая,
режиссерская,
игра-драматизация,
строительноконструктивные игры
Совместная игра воспитателя и
2 раза в неделю
3 раза в неделю
2 раза в неделю
детей
(сюжетно-ролевая,
режиссерская, игра-драматизация,
строительноконструктивные игры)
Досуг здоровья и подвижных игр
1 раз в 2 недели
Подвижные игры
ежедневно
Познавательно- исследовательская деятельность
Опыты, эксперименты, наблюдения
1 раз в 2 недели
(в
том
числе
экологической
направленности)
Наблюдения за природой (на
ежедневно
прогулке)
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей
Творческая мастерская (рисование,
1 раз в неделю
лепка, художественный труд по
интересам)
Чтение литературных произведений
Ежедневно
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Ежедневно
Самообслуживание
Трудовые
поручения
Ежедневно
(индивидуально и подгруппами
Трудовые поручения (общий и
1 раз
1 раз в 2 недели
совместный труд)
Распределение совместной образовательной деятельности воспитателя и детей и культурных практик
в режимных моментах
Формы образовательной деятельности в
режимных моментах
Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю
Первая младшая группа
младшая группа
средняя группа
старшая группа
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Общение
Ситуации общения воспитателя с детьми и
накопление положительного социальноэмоционального опыта
Беседы и разговоры с детьми по их
интересам
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др. виды игр
Индивидуальные игры с детьми (сюжетноролевая, режиссерская, игра-драматизация;
строит. -конструктивные игры)
Детская студия (театрализованные игры)
ежедневно
ежедневно
3 раза в неделю
3 раза в неделю
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
Подвижные игры
ежедневно
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Познавательно-исследовательская деятельность
Опыты, эксперименты (в том
экологической направленности)
числе
1 раз в 2 недели
Наблюдения за природой
ежедневно
Формы творческой активности, обеспечивающие художественно-эстетическое развитие детей
Творческая мастерская (рисование, лепка,
художественный труд по интересам)
Чтение литературных произведений
ежедневно
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Самообслуживание
ежедневно
Трудовые поручения (индивидуально и по
подгруппам)
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 раз в неделю
1 раз в 2 недели
ежедневно
Общий и совместный труд
-